Sapphire Radeon HD 4650 GDDR3 – лидер класса ‘mainstream’

 

Формально общепринятой классификации видеокарт по ценовым категориям не существует. Часто встречается деление на три базовых класса – начального уровня (Value, или Low-end), среднего класса (Mainstream, или Mid-End) и верхнего ценового диапазона (Top, или Hi-End). Может быть, несколько лет назад такая градация и была исчерпывающей. Однако сегодня совершенно очевидно, что трех классов для описания всего многообразия вариантов недостаточно. Более корректным будет деление как минимум на 5 классов.

Средний класс, или mainstream, традиционно был самым массовым и популярным у домашних пользователей. Видеокарты этого класса, с одной стороны, обеспечивают возможность играть в самые последние игры, пусть и с пониженными настройками. С другой стороны, их стоимость в 3-4 раза ниже, чем стоимость "топовых" моделей в текущей линейке. Кроме того, сегодня немаловажен и фактор энергопотребления, ведь на мощный блок питания тратиться не хочется, да и уровень шума желателен поменьше. Поэтому для недорогого домашнего компьютера видеокарта среднего класса – самый верный вариант.

Ранее к среднему классу было принято относить модели стоимостью $150-200. Но за последние пару лет на рынке произошли определенные изменения, и в результате конкурентной борьбы уровень цен существенно снизился. Фактически планка среднего класса опустилась до уровня $100, модели начального уровня стоят менее $60, а модели стоимостью $150-200 уже обеспечивают отличные показатели в современных играх, за счет чего относить их к среднему классу неправомерно.

И у NVIDIA, и у AMD/ATI есть предложения для всех ценовых диапазонов. Однако линейка последней сегодня намного проще и понятнее. Так, верхний ценовой диапазон покрывают модели серии Radeon HD 4800, середину занимают Radeon HD 4600, а для начального уровня предназначены модели Radeon HD 4500 и некоторые видеокарты предыдущего поколения. А если учесть, что в каждой линейке по 2-3 видеокарты, причем построенные на базе одного и того же графического процессора…

Впрочем, все не так просто. Возьмем средний класс видеокарт Radeon. Формально он состоит всего из двух моделей – старшей 4670 и младшей 4650, которые делят ценовой класс на две части. Однако у этих видеокарт имеется несколько вариантов, которые существенно отличаются по производительности, но минимально – по стоимости (ценовые рамки очень узкие!). В частности, видеокарты Radeon HD 4650 могут отличаться и по тактовым частотам, и по объему локальной видеопамяти памяти, и даже по типу этой памяти.

В нашем обзоре мы рассмотрим модель Radeon HD 4650 компании Sapphire, построенную с применением памяти стандарта GDDR3.

Пожалуй, из всех вариантов этот – самый дорогостоящий и скоростной. Память GDDR3 работает на высоких частотах и имеет временную диаграмму, адаптированную к профилю работы графического контроллера. Видеокарты Radeon HD 4650 могут использовать память старого стандарта GDDR2, а также стандартов DDR2 и DDR3, разработанных изначально для модулей оперативной памяти DIMM. Эти варианты намного дешевле, чем специализированная графическая память, но и пропускную способность они обеспечивают более низкую.

Дизайн, характеристики

В основе всех видеокарт серии Radeon HD 4600, и рассматриваемой модели в том числе – графический контроллер ATI RV730. Из всех вариантов, разработанных когда-либо специально для класса mainstream, это самый мощный и перспективный. Усвоив старые ошибки, разработчики из ATI пересмотрели архитектуру графических процессоров, усилив не только поддержку шейдеров, но и возможности текстурирования. В состав процессора RV730 входят 320 скалярных АЛУ для вычисления шейдеров, организованных в 64 блока, 32 текстурных модуля (TMU) и 8 блоков растеризации (ROP). По сумме возможностей RV730 даже превосходит "топовый" процессор ATI предыдущего поколения, применявшийся на видеокартах Radeon HD 3800, хотя по себестоимости он дешевле (благодаря применению техпроцесса 55 нм).

Чтобы снизить себестоимость всей видеокарты, разработчики решили урезать шину памяти до 128 бит. В то же время у NVIDIA графический контроллер, аналогичный по возможностям чипу RV730, устанавливается на печатную плату с шиной 256 бит. Речь идет, конечно, о видеокарте GeForce 9600 GT, которая занимает нишу $150-100. Более дешевая печатная плата позволила Radeon HD 4650 опуститься на одну ценовую ступеньку ниже 9600 GT и даже 9600 GSO, а потому реальным конкурентом этой видеокарты сегодня является, пожалуй, лишь GeForce 9500 GT. В новой линейке NVIDIA (которая по сути будет пересмотром текущей) баланс будет выровнен, но пока ситуация именно такая.

Вернемся к видеокарте Sapphire. Она построена на специально разработанной печатной плате небольшого размера, которая допускает установку микросхем памяти различного типа.

В целом она похожа на плату видеокарты Radeon HD 4670 производства Sapphire (рассматривали ранее), и даже кулер используется той же конструкции, но есть несколько важных отличий.

Во-первых, у Radeon HD 4650 отсутствуют разъемы для мостов CrossFire. Данная технология поддерживается, но синхронизация видеокарт будет выполняться по системной шине, что существенно медленнее. Очевидно, что производитель посчитал Radeon HD 4650 недостаточно быстрым для того, чтобы рекомендовать его для "дуальных" конфигураций.

Во-вторых, у рассматриваемой видеокарты (равно как и у других вариантов этого производителя) аналоговый выход на телевизор заменен на цифровой HDMI, а вместо второго DVI установлен VGA. Следовательно, видеокарта пригодна для подключения к большинству типов устройств вывода без переходников, что важно для недорогого мультимедийного компьютера.

Кулер видеокарты типичен для моделей Sapphire младшего диапазона. Он представляет собой алюминиевый радиатор небольшой высоты, с продольными ребрами и продувающим воздух вдоль них торцевым вентилятором. Очевидное преимущество такого варианта – малая толщина, благодаря которой видеокарта не блокирует соседний слот материнской платы. А недостаток – не самая лучшая эффективность: площадь радиатора небольшая, и вентилятор должен работать на высоких оборотах, чтобы обеспечивать отвод достаточного количества энергии.

Тактовые частоты видеокарты Sapphire соответствуют значениям, рекомендованным ATI. Частота графического процессора RV730 составляет 600 МГц в режим полной нагрузки, и 165 МГц – при полном отсутствии оной. Как видите, видеокарта способна экономить энергию при простое графического конвейера, что важно для компьютера в компактном корпусе, когда отвод энергии от компонентов затруднен. По нашим данным, температура графического процессора этой видеокарты опускается до 36 градусов.

Частота видеопамяти невысока – всего 700 МГц. По какой-то причине Sapphire применила недорогие микросхемы GDDR3 фирмы Qimonda, хотя у того же производителя имеется память, работающая на куда более интересной частоте. Заметим, что при отсутствии нагрузки частота памяти также снижается – до 250 МГц.

Данные о частотах (RivaTuner):

Комплектация у видеокарты как таковая отсутствует, в коробке имеется лишь диск с драйверами. Но это не проблема, поскольку видеокарта снабжена тремя разъемами различного типа.

Тестирование

Для корректного сравнения видеокарты Sapphire Radeon HD 4650 GDDR3 мы подобрали две видеокарты из того же ценового диапазона, но с графическим контроллером NVIDIA.

Первая видеокарта, модель Point of View GeForce 9500 GT, оснащена памятью GDDR3 объемом 512 Мб, то есть является наиболее дорогостоящим и производительным вариантом из серии 9500 GT (как и рассматриваемая модель Sapphire). Правда, стоимость этой видеокарты, даже с учетом того, что Point of View никогда не относился к "престижным" производителям, оказалась достаточно высокой. Фактически рассмотренная модель Sapphire и этот GeForce по цене равны.

Вторая видеокарта – это простой и доступный вариант GeForce 9500 GT с пассивным охлаждением, выпущенный компанией Palit. При стоимости на 20% ниже, эта видеокарта оснащена 512 Мб памяти, но стандарта DDR2. Фактически "на борту" Palit мы видим стандартные микросхемы DDR2-800 емкостью 256 Мбит (16Mx16), которые обычно устанавливаются на дешевые модули DIMM объемом 256 или 512 Мб.

Сводные параметры трех видеокарт:

Несложно предположить, что видеокарта Sapphire окажется впереди, ведь GeForce 9500 GT ей не соперник, хотя цены, как мы убедились, очень близки. Несмотря на то, что обе видеокарты среднего класса имеют 128-битную шину памяти и могут оснащаться памятью GDDR3, графический процессор ATI RV730 имеет более сложную и эффективную архитектуру, нежели процессор NVIDIA G96. Количество и шейдерных процессоров, и блоков текстурирования у чипа ATI вдвое больше (хотя сопоставлять их напрямую не совсем правомерно).

Состав тестового стенда:

  • процессор Intel Core 2 Duo E8300 (2.83 ГГц);
  • кулер CoolerMaster GeminII;
  • материнская плата Gigabyte EP35C-DS3R (Intel P35);
  • 2 Гб памяти Apacer DDR3-1066;
  • блок питания FPS Everest 1010 (1 кВт).

Производительность. Измерения среднего значения FPS проводилось в разрешениях 1280х1024 и 1680х1050. Настройки качества изображения (средствами драйверов) выбирались в соответствии с двумя профилями – минимальное качество (без анти-альясинга и анизотропной фильтрации) и улучшенное качество (AA 4x, AF 16x, TAA MSAA). Ввиду того, что производительность даже "топовых" видеокарт в играх с поддержкой DirectX 10 оставляет желать лучшего, во всех случаях был выбран режим DirectX 9.

Минимальное качество (AA/AF off), разрешение 1280х1024:

Минимальное качество (AA/AF off), разрешение 1680х1050:

Улучшенное качество (AA 4x/AF 16x), разрешение 1280х1024:

Улучшенное качество (AA 4x/AF 16x), разрешение 1680х1050:

Наша догадка оказалась верной. При отключении всех режимов повышения качества (а играть пользователь будет, скорее всего, именно при таких настройках) видеокарта Sapphire опережает самый мощный вариант GeForce 9500 GT в среднем на 40-45%. Включение анти-альясинга вносит путаницу в результаты: в одних играх разница возрастает до 60%, в других – снижается до 15-20%, а то и до нуля. Тем не менее, мы можем констатировать факт явного преимущества Radeon.

Разгон. Ввиду того, что охлаждение видеокарты Sapphire является адаптивным, то есть интенсивность вращения вентилятора зависит от температуры графического чипа, пользователь может сравнительно безопасно заниматься разгоном. Тем более что существует Radeon HD 4670 – те же компоненты, но с более высокими частотами. В ходе экспериментов нам удалось поднять частоту GPU с 600 до 730 МГц, а частоту памяти – с 700 до 860 МГц.

Температура. Вентилятор кулера, установленного на видеокарте Sapphire, на полных оборотах издает приличный шум – не гудение, а сильный шелест. Впрочем, в таком режиме он обычно не работает; при штатных оборотах шум невысок, но ощущаться может (если компьютер оснащен только специальными "тихоходными" вентиляторами).

Температурный режим видеокарты весьма благоприятный: и в режиме 2D, и при полной нагрузке графический чип серьезно не прогревается. Следовательно, небольшой разгон ему точно не повредит.

Выводы

Sapphire Radeon HD 4650 GDDR3 – очень выгодный вариант, особенно если заплатить за неё менее $80. Память типа GDDR3, работающая на частоте 700 МГц (и разгоняемая до 860 МГц), позволяет графическому чипу ATI RV730 показать, на что он способен. Аналогичная видеокарта на чипе NVIDIA не конкурент – при схожей цене проигрывает около 40% в современных играх. В плюсы модели Sapphire запишем также низкую рабочую температуру, особенно в режиме 2D, низкопрофильный кулер, не блокирующий соседний слот, и наличие трех разных выходных разъемов. Только будьте осторожны: за ту же цену можно купить и другие варианты Radeon HD 4650, с дешевой памятью и пониженной производительностью.

Плюсы:

  • небольшие габариты и энергопотребление;
  • кулер шириной в один слот;
  • разъемы HDMI, VGA и DVI;
  • пригодность к разгону;
  • доступная цена и высокая производительность для своего класса.

Минусы:

  • отсутствие аналогового TV-out;
  • отсутствие разъемов CrossFire;
  • отсутствие четкого разграничения моделей с различным типом памяти. 

    Макс Курмаз   11.03.2009 г

    http://www.gigamark.com/content/view/3549/35/

Заказать Sapphire Radeon HD 4650 в ASBIS B2B Marketplace